Насилие в семье
Воспитание ребёнка – это трудоёмкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребёнка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребёнка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребёнка.
Положение ребёнка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребёнок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.
Ситуация ещё более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье, сегодня крайне важный вопрос, который требует серьёзного подхода.
За последние годы увеличилось число жертв насилия. По данным статистики ежегодно в России около 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Для 10% этих детей побои заканчиваются смертью и 2 тыс. детей заканчивают жизнь самоубийством. Более 50 тыс. детей уходят из дома, спасаясь от родителей.
Насилие может породить насилие.
-физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;
-дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления, когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;
-жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.
Физическое насилие – это умышленное нанесение физических повреждений ребёнку.
Сексуальное насилие – это вовлечение ребёнка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребёнка на сексуальный контакт не даёт оснований считать его ненасильственным, поскольку ребёнок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
Это может быть открытое неприятие и постоянная критика ребёнка, угрозы в адрес ребёнка в открытой форме, замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка, умышленное ограничение общения ребёнка со сверстниками или, к примеру, с родственниками, близкими для ребенка, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.
Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
– отсутствие соответствующих возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
– отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.
Факторами риска, способствующими насилию и жестокому обращению с детьми являются:
– неполные и многодетные семьи, семьи с приёмными детьми, с наличием отчимов или мачех;
– наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
– безработица, постоянные финансовые трудности;
– постоянные супружеские конфликты;
– статус беженцев, вынужденных переселенцев;
– низкий уровень культуры, образования;
– негативные семейные традиции;
– нежелательный ребёнок;
– умственные или физические недостатки ребёнка;
– «трудный» ребёнок.
Дети, воспитывающиеся в семьях, где соседствуют несколько таких факторов, например алкоголизм одного или двух родителей, регулярные скандалы, финансовые трудности, ещё больше подвержены опасности, стать жертвами жесткого обращения со стороны родителей или других близких родственников, а также опекунов или приёмных родителей.
Каковы механизмы предотвращения и защиты детей от насилия и жестокого обращения в семье.
Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Российской Федерации как одна из форм злоупотребления родительскими правами. Выявлением семьей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел и другие органы и организации. Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:
– состояние здоровья и внешний вид ребёнка (опасное для жизни ребёнка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребёнка и др.);
– особенности поведения ребёнка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);
– низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребёнка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);
– отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребёнок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);
– задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги;
– заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.
Все выявленные семьи делятся на семьи группы риска и семьи, где дети находятся в социально опасном положении.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят необходимую профилактическую работу с такими семьями в пределах своей компетенции. Родители (законные представители) при этом могут быть привлечены к административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.