Осторожно! Игрушки!
В прокуратуру района поступило обращение о торговле детскими игрушками в с. Доброе с нарушением требований технических регламентов.
Проверкой установлено, что в отделе игрушек, принадлежащем одному из предпринимателей района, осуществлялась продажа детских игрушек.
В нарушение требований технического регламента Таможенного союза “О безопасности игрушек” (ТР ТС 008/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. № 798, на реализуемых индивидуальным предпринимателем детских товарах (игрушках) отсутствовала маркировка на русском языке (наименование игрушки, наименование страны, где изготовлена игрушка, наименование и местонахождение изготовителя и импортера, минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка, дата изготовления), в том числе маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов таможенного союза (EAC).
По результатам проверки прокурор Добровского района возбудил в отношении индивидуального предпринимателя дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ (нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов), которое направлено для рассмотрения в Арбитражный суд Липецкой области.
Какой срок давности привлечения к административной ответственности за неуплату административного штрафа?
Ответ:
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 1 статьи 20.25 КоАП РФ “Уклонение от исполнения административного наказания”.
Санкция ст. 20.25 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В силу ст.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных указанной статьей отнесено к компетенции судей.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях “Давность привлечения к административной ответственности” постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев дня его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности – это время, в течение которого лицо может быть подвергнуто административному наказанию за совершенное им правонарушение. Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является одним из обстоятельств, исключающим возбуждение производства по делу об административном правонарушении или влекущим его прекращение (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации).
Таким образом, в данном случае срок давности привлечения к административной ответственности составляет три месяца и исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях для уплаты штрафа .
Указанная позиция также нашла отражение в определении Конституционного Суда РФ от 07.10.2014 N 2323-О “По запросу мирового судьи судебного участка N 56 Нерчинского района Забайкальского края о проверке конституционности положений части 1 статьи 4.5 и части 1 статьи 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях”.
Ответственность родителей за административный штраф ребенка.
В силу статьи 2.3. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.
При отсутствии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка, штраф, в силу ч. 2 ст. 32.2 названного Кодекса, подлежит взысканию с родителей.
За уклонение от выполнения этой обязанности родители могут быть привлечены к административной ответственности в виде двукратного размера неоплаченного штрафа за ребенка, ареста или обязательных работ.
Участие прокурора в административном судопроизводстве
Федеральным законом от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ утвержден Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), который действует с 15 сентября 20015 года.
КАС РФ регулирует порядок осуществления судопроизводства при рассмотрении судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, а также других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных или иных публичных полномочий.
Специфика Кодекса заключается в том, что с одной стороны выступает гражданин, а с другой — органы власти.
Вопросы участия прокурора в административном судопроизводстве в судах общей юрисдикции закреплены в статье 39 КАС Российской Федерации. Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Участие прокурора в делах, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства, не ограничивается указанными случаями.
Так, часть 7 статьи 39 КАС РФ обязывает прокуроров вступать в административный процесс и давать заключения по делу в предусмотренных законодательством случаях, к которым отнесены дела:
— об оспаривании нормативных правовых актов (ст. 213 КАС РФ);
— о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ (ст. 243 КАС РФ);
— о недобровольной госпитализации гражданина в медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь в стационарных условиях, или о продлении срока его пребывания в таком учреждении (ст. 277 КАС РФ);
— о недобровольной госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию (ст. 283 КАС РФ).
Главная задача прокурора при даче заключения – своевременное пресечение и недопущение нарушений законодательства, прав и охраняемых законом интересов граждан, злоупотреблений этими правами, а в необходимых случаях – их восстановление путем принятия мер реагирования на нарушения норм материального и процессуального права.
Заключение по делу дается прокурором в целях содействия осуществлению правосудия, реализации задач административного судопроизводства, обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности. В данном случае прокурор не выступает на стороне кого-либо из участников процесса, а объективно дает независимое заключение по обстоятельствам дела.
При обращении прокурора в суд в защиту прав граждан необходимым условием является невозможность для гражданина по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам самостоятельно обратиться в суд. Поэтому соответствующие обстоятельства должны быть приведены в административном исковом заявлении прокурора.
Прокурор не во всех случаях обладает процессуальными полномочиями на обращение в суд в интересах гражданина. Зачастую по результатам проведенной прокурорской проверки отсутствуют и правовые (материальные) основания на обращение в суд с заявлением.
В рамках КАС РФ прокурор пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца.
Прокурор района
старший советник юстиции А.Н. Маслов